Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ, услуга — это выполняемое на возмездной основе действие или деятельность, которое по заданию клиента выполняет исполнитель. Основой для урегулирования финансовых и прочих отношений заказчика и исполнителя является договор оказания услуг и нормы ГК РФ. Ими руководствуются стороны, если возникают разногласия.
Важно отметить, что по Закону РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», услуга отличается от работ тем, что при оказании услуги не возникает материального выражения (результата). Например, обучение — это услуга, а покраска стен — это работа. За некачественно оказанные услуги заказчик вправе требовать возврат оплаты и компенсации за причиненный ущерб, моральный вред. Как это правильно сделать по закону, рассказывают юристы «Юридической службы города».
Заказчик вправе требовать устранения недостатков оказанной услуги и возврата средств при ее неоказании. Также при невыполнении услуги в заранее обозначенный срок можно требовать (ст. 28 Закона РФ № 2300-1):
Не получится вернуть предоплату только в двух случаях: услуга не оказана вовремя или в полном объеме по вине заказчика (например, неявка к назначенному времени на консультацию), а также при наступлении внешних обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие, форс-мажор).
Некачественно оказанная услуга также дает потребителю право рассчитывать на возмещение:
Часто возникает вопрос: можно ли вернуть все деньги, если предоплаченная услуга оказана не была. По ст. 32 Закона РФ № 2300-1, исполнитель вправе удержать из предоплаты сумму расходов, которые он понес при подготовке к оказанию услуги. Например, затраты на закупку материалов или аренду лекционного зала и т.д.
По ст.135 ГК РФ, если стороны спора о некачественном оказании услуги не соблюли досудебный порядок урегулирования, то в принятии искового заявления о возмещении ущерба судом будет отказано. Поэтому так важно не тратить время и сразу при обнаружении недостатка предъявить исполнителю обоснованную претензию в следующем порядке:
Если исполнитель соглашается с предъявленными требованиями и готов их выполнить, следует заключить письменное соглашение для официального подтверждения урегулирования спора.

В ситуации, когда исполнитель игнорирует досудебную претензию в обозначенные в ней сроки, далее можно обращаться в суд. В этом случае к иску прилагаются документы: претензия и подтверждение об отправке исполнителю.
Важно: срок исковой давности составляет по делам о возмещении ущерба за некачественное оказание услуг — от 1 года до 3 лет, в зависимости от конкретного вида услуг. По истечении этого времени в принятии искового заявления будет отказано.
В судебном порядке споры об оказании некачественных услуг решаются после того как стороны соблюли требование о досудебном урегулировании и не пришли к взаимно приемлемому компромиссу. В исковом заявлении ответчик излагает все обстоятельства и заявляет требования о возмещении материального и морального вреда:
Заявление можно подать по своему месту проживания или по адресу ответчика. При этом дела о суммах менее 100 тысяч рублей будут рассматриваться мировыми судами, а остальные — в районных.
Также важно учесть, что при подаче иска на сумму менее 1 миллиона рублей истец не обязан оплачивать госпошлину (п. 3 ст. 333.36 НК РФ). В остальных случаях ее сумма исчисляется в следующем размере: 13 200 руб. и еще 0,5 % от суммы иска более 1 миллиона руб.
Например: вы заявляете исковое требование на общую сумму 1,5 миллиона рублей. Тогда сумма госпошлины составит: 12 300 + (500 000 * 0,005) = 14 800 руб.
При этом законом определен максимальный размер госпошлины — 60 000 руб.
По закону: сумма штрафа и госпошлина не включаются в сумму иска.

После вынесения судебного решения у ответчика имеется возможность его обжаловать. На подачу жалобы в вышестоящую инстанцию законом отведено 30 дней, но при упрощенном порядке рассмотрения иска — срок сокращен до 15 дней, а при заочном — до 7.
Если при новом рассмотрении решение первоначальной судебной инстанции оставлено в силе, тогда оно вступает в силу немедленно, а при отсутствии оспаривания со стороны ответчика — в течение 7–10 дней. Постановление передается в службу судебных приставов для исполнения. Ответчик может самостоятельно интересоваться ходом исполнительного производства или поручить эту работу своему адвокату.
В общей сложности на взыскание компенсации потребуется до 3 месяцев, из которых часть времени будет потрачена на досудебное урегулирование и ожидание исполнения решения суда. На рассмотрение иска законом отведено не более 2 месяцев. Но в отдельных случаях из-за загруженности конкретного суда срок может быть несколько увеличен. Свести к минимуму риск возврата искового заявления из-за допущенных в нем ошибок, а также правильно рассчитать суммы требований вам помогут адвокаты «Юридической службы города».

